Физическая подготовленность – показатель качества постановки физического воспитания курсантов-спасателей УВАУ ГА

Основной методологический подход к организации исследования базировался на целесообразности использования комплекса контрольных показателей, позволяющих описать структуру ФП обследованных. А количественная и качественная оценки каждого из физических качеств: силы, быстроты, выносливости - послужили бы основанием к сознательному выбору соответствующих физических упражнений и режима их использования. В целом предполагали, что такая информация повысит уровень сознательного отношения и будет выступать как фактор мотивации курсантов к физической активности в условиях учебного процесса и в режиме свободного времени [17].

Таким образом, основная цель

исследования – выявить динамику развития основных физических качеств у курсантов-спасателей на протяжении всего периода обучения и подготовки к профессиональной деятельности.

Методы и организация исследования.

Исследования проводились на базе кафедры физической культуры и спорта (ФКиС) в 2004-2008 учебных годах среди курсантов-спасателей 1-4 курса факультета «Безопасности жизнедеятельности», обучающихся по специальности «Безопасность технологических процессов и производств (на воздушном транспорте)». В исследовании приняли участие 98 человек, возраст испытуемых от 17 до 23 лет.

Исследование включает в себя четыре контрольных упражнения - бег на 100 метров, бег на 1000 метров, прыжок в длину с места и подтягивание. Результаты контрольных упражнений позволяют объективно оценить уровень развития таких двигательных способностей как быстрота, выносливость, сила и скоростно-силовые качества. Тестирование курсантов проводилось в начале (октябрь-ноябрь) и в конце (май-июнь) учебного года в лабораторных и естественных условиях учебных занятий. Сравнительный анализ полученных данных проводился на основе контрольных нормативов учебной программы по физической культуре [27]. По этому условию студенты, которые во внеучебное время активно занимались каким-либо видом спорта, не включались в состав экспериментальных групп.

Результаты и их обсуждение.

Данные, полученные в начале и конце учебного года, позволили объективно, в количественных выражениях оценить уровень ФП курсантов 1-4-го годов обучения.

Для характеристики уровня развития быстроты нами применялся тест – бег на 100 метров. Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью [11].

Анализ полученных результатов показал, что в начале учебного года 76% курсантов 1 курса в соответствии с таблицей 2.1 имеют высокие показатели развития быстроты.

Таблица 2.1. Динамика развития двигательных способностей курсантов-спасателей первого курса

Показатели

Начало учебного года

Конец учебного года

Среднее значение (М±σ)

Уровни (%)

Среднее значение (М±σ)

Уровни (%)

100 метров

13,7 ± 1,6

В – 76

С – 18

Н – 6

13,75 ± 1,55

В – 90

С – 7

Н – 3

1000 метров

3.39,5 ± 12,5

В – 46

С – 46

Н – 8

3.21 ± 27

В – 88

С – 4

Н – 8

Прыжок в длину с места

227,5 ± 17,5

В – 73

С – 18

Н – 9

242,5 ± 32,5

В – 87

С – 6,5

Н – 6,5

Подтягивание

9,5 ± 5,5

В – 61

С – 31

Н – 8

12,5 ± 6,1

В – 80

С – 5

Н – 15

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7